0-800-759-750
Мы на связи с 7:00 до 24:00
office@elit-web.ua

Как рассчитать рентабельность продаж товаров и услуг

Поделитесь
Содержание

    Насколько эффективно работает ваша компания? Лучше или хуже по сравнению с прошлым периодом? Конкурентами в отрасли?

    Быстро дать ответ поможет формула одного из самых важных экономических показателей. В этой статье мы показываем на примерах, как рассчитать рентабельность продаж, и рассказываем, что делать дальше с этой цифрой.

    рентабельность продаж

    Что такое рентабельность продаж?

    Это один из важнейших экономических показателей. Рентабельность определяет, сколько прибыли мы получаем на каждый вложенный доллар. С ее помощью можно:

    • оценить, удалось ли вернуть вложения;
    • увидеть прогресс/регресс по сравнению с предыдущими периодами;
    • сравнить со средним показателем по отрасли.

    Регулярный расчет рентабельности помогает вовремя выявить регресс экономической деятельности и скорректировать стратегию.

    Понятие рентабельности

    Рентабельность — индикатор эффективности использования ресурсов. Просчитать ее можно для любого показателя деятельности компании — материального, трудового или денежного.

    Таким образом, мы можем узнать, насколько велика отдача от затрат на персонал, рекламу, продукцию, инвестиции. Рентабельное производство — прибыльное, нерентабельное — убыточное.

    Коэффициент рентабельности

    Уровень эффективности рассчитывается с помощью относительных показателей — коэффициентов. В одной и той же отрасли компании могут использовать разные стратегии, ценовую политику, рекламные инструменты. Поэтому коэффициенты для идентичного товара будут отличаться.

    Важно! Ухудшение показателей не всегда говорит о регрессе. Если предприятие инвестировало ресурсы в долгосрочный проект по продвижению сайта, коэффициент уменьшится. Но со временем вложения окупятся и продемонстрируют заметный прогресс.

    коэффициент рентабельности

    Понятие рентабельности продаж

    Рентабельность продаж — это индикатор финансовой результативности компании. Определяет, какая часть каждого заработанного доллара является чистой прибылью, ради которой и затевался бизнес.

    Рентабельность продаж показывает, насколько реализуемые товары окупают расходы на их производство, в том числе — оплату труда, стоимость комплектующих, использование энергоресурсов. Это важнейший индикатор потенциала компании, который учитывается:

    1. Инвесторами при оценке стартапов, венчурных стратегий для принятия решения по их финансированию.
    2. Экспертами при оценке акций.
    3. Кредиторами при предоставлении займов, реструктуризации долгов.
    4. Владельцами холдингов при оценке и сравнении эффективности собственных подразделений.

    Рентабельность продаж используют для прогнозирования сезонных факторов. Холодное лето приведет к уменьшению прибыли производителя климатического оборудования. Своевременный расчет показателя поможет скорректировать бизнес-стратегию.

    Узнать, как повысить рентабельность продаж Вашего интернет-магазина

    Адрес сайта

    Для чего нужно определять рентабельность продаж

    Определение рентабельности помогает бизнесу:

    1. Анализировать свою финансовую ситуацию и выявлять слабые места в управлении расходами и доходами. Это позволяет компании оптимизировать свою структуру затрат, повысить качество и уровень обслуживания клиентов, устранить нерентабельные направления деятельности, снизить риски и потери.
    2. Сравнивать свою эффективность с конкурентами и отраслевыми стандартами. Это дает компании возможность оценить свое конкурентное преимущество, выявить свои сильные и слабые стороны, определить позицию на рынке, выработать стратегию развития и роста.
    3. Прогнозировать будущие доходы и прибыли на основе текущих показателей. Это помогает компании планировать бюджет, финансовые потоки, инвестиционную политику, целевые показатели и контролировать свою результативность.
    4. Выбирать оптимальную стратегию ценообразования и маркетинга, которая будет способствовать увеличению рентабельности продаж. Это позволяет компании устанавливать цены, соответствующие ценности продукта для клиента, учитывать спрос и предложение на рынке, обеспечивать достаточный уровень маржинальности. Также это позволяет бизнесу разрабатывать маркетинговые кампании, которые привлекают внимание целевой аудитории, формируют лояльность и доверие к бренду, стимулируют повторные покупки и рекомендации.
    5. Принимать обоснованные решения о развитии бизнеса, инвестициях, расширении ассортимента или сокращении издержек. Это помогает компании определять свои приоритеты, цели и задачи, анализировать возможности и угрозы внешней среды, оценивать рентабельность и риски различных альтернатив, выбирать наиболее выгодные и перспективные варианты.

    В целом данный показатель позволяет оценить, сколько прибыли приносит каждый доллар выручки, какие факторы влияют на этот результат.

    Как посчитать рентабельность продаж?

    Расчет рентабельности продаж выполняется делением прибыли на сумму выручки и умножением на 100%.

    Формула расчета рентабельности продаж

    В зависимости от того, какой результат нужно увидеть, используют одну из трех формул. Все изначальные данные для расчета сводятся к единому денежному эквиваленту.

    Вам понадобится:

    • калькулятор;
    • отчет о прибыли и убытках;
    • примечания к финансовой отчетности (если есть дивиденды по привилегированным акциям).

    динамика рентабельности

    1 способ — если нужно увидеть реальную эффективность продаж с учетом всех расходов, в т. ч. налогов и финансовых рычагов.

    Эта формула рентабельности продаж учитывает чистую прибыль после вычета налогов и дивидендов по привилегированным акциям.

    2 способ — если нужно увидеть учесть только те факторы, на которые фирма может повлиять.

    Операционная прибыль — это прибыль до выплаты налогов и дивидендов по привилегированным акциям.

    3 способ — если нужно сравнить предприятия, работающие в разных налоговых юрисдикциях.

    Этот подход исключает воздействие фактора налогообложения.

    Как посчитать рентабельность продаж услуги

    Коэффициент для услуг рассчитывается по аналогичным формулам.

    Рентабельность продаж услуг = (чистая прибыль / выручка от реализации) * 100%

    Какая должна быть рентабельность продаж

    Универсального показателя нет, для каждой отрасли есть свое среднее значение — его можно найти на официальном сайте Государственной службы статистики.

    Чем крупнее компания, тем ниже становится допустимый уровень коэффициента. Ведь на аренду, большой штат сотрудников и прочие расходы уходит львиная часть средств.

    По сравнению с предыдущими периодами рентабельность продаж должна расти (исключение — если имели место быть долгосрочные инвестиции). Если она падает, это говорит об уменьшении спроса и конкурентоспособности.

    Также на показатель влияют сезонность и региональный признак. Елки в декабре будут более рентабельны, чем летом, а коэффициент продаж среднестатистического продуктового магазина в Киеве — выше, чем в Херсоне.

    Наглядный пример расчета рентабельности

    В 2019 году фирма получила выручки на 2 млн $, чистая прибыль — 500 тысяч $.

    В 2020 году размер выручки составил 3 млн $, чистая прибыль — 600 тысяч $.

    Рассчитаем рентабельность для обоих периодов:

    1. ROS 2019 = 500 000 / 2 000 000 *100% = 25%
    2. ROS 2020 = 600 000 / 3 000 000 * 100% = 20%
    3. ROS 2020 - ROS 2019 = 20% - 25% = -5%.

    Вывод: по сравнению с предыдущим периодом коэффициент упал на 5%. Чтобы выяснить причину, необходимо подробнее проанализировать данные и рассчитать следующие показатели рентабельности:

    • для производимого товара = (выручка - себестоимость - затраты) / выручка * 100%;
    • для менеджеров = (выручка - зарплата - налоги) / выручка * 100%;
    • для рекламы производимых товаров = (выручка - рекламный бюджет - налоги) / выручка * 100%.

    Какие факторы влияют на рентабельность продаж

    Все, что влияет на прибыль и выручку, изменяет и рентабельность. Самые распространенные факторы:

    • эффективность работников;
    • каналы продаж;
    • особенности деятельности конкурентов;
    • политика взаимоотношений с клиентами;
    • себестоимость и уровень издержек.

    Многие сосредотачиваются на последнем. При этом качество продукции может снизиться, что еще сильнее повлияет на конкурентоспособность. Поэтому оперировать себестоимостью и издержками нужно аккуратно и в комплексе с другими составляющими — в рамках продуманной стратегии и тактики продаж.

    Как повысить рентабельность продаж

    повышение рентабельности

    Ниже — несколько рабочих способов повышения рентабельности.

    1. Увеличение ценности товара/услуги.

    Крупные продажи требуют интересных предложений. Покупатель готов отдать больше, если вы повысите ценность товара. Как это можно сделать:

    • предложить бесплатный сопутствующий товар/услугу (доставку, 1 + 1 = 3 и т. д.);
    • добавить на сайт удобные функции фильтров и сортировки, простые формы заказа, привлекательный дизайн;
    • ввести оперативную/круглосуточную доставку.

    Приятным бонусом всегда будут приветливые и коммуникабельные менеджеры.

    2. Малозаметное повышение цены

    Предприниматели опасаются поднимать расценки, но в большинстве случаев, если наценка будет незначительной, на решение покупателя она никак не повлияет. Зато — может существенно увеличить выручку.

    Было

    Добавили 20,00

    Цена, розница

    120,00

    140,00

    Цена закупки

    70,0

    70,0

    Выручка

    50,00

    70,00

    Повышение цены на 20,00 увеличило выручку на 40%.

    3. Увеличение среднего чека

    Метод основан на стимуляции импульсивных покупок при помощи эмоционального вовлечения клиентов. Для расширения среднего чека используют акции и специальные предложения, бонусные программы, бесплатную доставку при заказе на определенную сумму.

    средний чек

    4. Снижение издержек

    На показатель рентабельности оказывают влияние разные виды затрат, связанные с реализацией продукции/предоставлением услуг:

    • расходы на логистику;
    • упаковка и хранение;
    • зарплата работникам;
    • реклама.

    Здесь важен осторожный подход — «урезать» можно только те затраты, которые не принесут ущерб компании и конкурентоспособности товара.

    Что можно сделать:

    • оптимизировать численность штата, перевести часть на аутсорсинг;
    • найти выгодных партнеров;
    • автоматизировать учет;
    • ввести эффективные меры по предупреждению бракованной продукции.

    Важно! Полностью оправданные расходы убирать нельзя.

    5. Акцент на ходовых продуктах

    Если коэффициент рентабельности продаж падает, то целесообразно просчитать тот же показатель для каждой товарной позиции по отдельности. Так вы сможете выявить самые выгодные и невыгодные для бизнеса позиции. Заменяйте непопулярные продукты рентабельными, расширяйте их долю в ассортименте.

    Важно следить, чтобы ходовой товар всегда был на складе с запасом. Этот момент способен существенно увеличить выручку.

    6. Продвижение интернет-магазина

    Снижение рентабельности и объемов реализации — веская причина сделать упор на маркетинг. Грамотная реклама на целевых площадках активизирует приток покупателей, повышает узнаваемость компании, увеличивает средний чек.

    Позитивно влияют на рентабельность:

    1. Продвижение сайта.
    2. Контекстная реклама.
    3. Продвижение в социальных сетях.

    SEO оптимизация помогает занять позиции в ТОПе поисковой выдачи. Пользователи будут гуглить товар, который вы предлагаете, и открывать ваш сайт первым. В качестве дополнительного стимула интернет-покупки используют акции, скидки и специальные предложения.

    7. Мотивация персонала.

    Сотрудник, работающий исключительно за ставку, не заинтересован в объемах продаж. Мотивировать работников могут следующие меры:

    • бонусы, премии, проценты;
    • поощрения самым эффективным работникам;
    • оплата тренингов и курсов по изучению иностранного языка;
    • социальный пакет;
    • ограничения при систематически низких результатах.

    Показатели эффективности работников

    эффективность сотрудников

    Подытожим, почему нельзя не считать рентабельность продаж

    Показатель рентабельности продаж — самый быстрый способ узнать, насколько бизнес является эффективным по сравнению с предыдущим периодом и конкурентами. Он помогает вовремя скорректировать стратегию бизнес-продвижения и повысить результативность компании.

    С помощью коэффициента можно не только проанализировать нынешнее положение дел, но и спрогнозировать эффективность в будущем периоде. Достаточно подставить запланированные показатели в формулу.

    FAQ

    Что такое рентабельность продаж?

    Это финансовый индикатор, который определяет, какая часть чистой прибыли содержится в сумме выручки. С его помощью анализируют как продажи всех реализуемых продуктов, так и каждой товарной позиции по отдельности.

    Коэффициент рентабельности и рентабельность — это одно и то же?

    Для предпринимателя — да. Коэффициент — это то же самое в процентном выражении.

    Зачем рассчитывать коэффициент рентабельности продаж?

    Чтобы определить, насколько эффективны продажи при всех задействованных расходах. Иными словами — достаточно ли выгодна деятельность компании или же требуется внести изменения в бизнес-стратегию. Чтобы понять это, достаточно сравнить коэффициент с показателем предыдущих периодов и средним по отрасли.

    Что влияет на рентабельность продаж?

    Величина коэффициента зависит от производственных затрат, эффективности управления, политики ценообразования. Высокие показатели говорят о том, что предприятие эффективно контролирует свои расходы и/или реализует продукцию по цене, на порядок превышающей себестоимость.

    У Вас остались вопросы?
    Наши эксперты готовы ответить на них.
    Оставьте ваши контактные данные.
    Будем рады обсудить ваш проект!
    Получить консультацию
    Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время