Если вы занимаетесь продвижением сайтов или являетесь владельцем собственного ресурса, то термин «страницы-сироты» или orphan pages наверняка вам знаком. И вы, вероятно, знаете, что такие страницы по возможности нужно исключать.
Сегодня мы более детально рассмотрим, что такое страницы-сироты, почему их наличие на сайте вредно с точки зрения SEO, как их обнаружить и исключить. Уверены, информация будет полезной для вас.
Какие страницы называются «сиротами» и почему они вредны
Страницы сироты — это страницы сайта, на которые не ведут ссылки с других страниц и на них нет исходящих ссылок. Такие страницы еще называют «потерянными». Они находятся в некоем «вакууме», существуют сами по себе, хотя и являются частью сайта.
Почему же наличие orphaned pages на сайте негативно влияет на его SEO показатели и ранжирование?
Причин на самом деле несколько:
- Страницы-сироты не индексируются поисковыми системами, потому что поисковые роботы обычно находят новые страницы, следуя по ссылкам с уже проиндексированных. Соответственно, если на страницу не ведет ни одна ссылка, она с большой долей вероятности так и не будет проиндексирована.
- Страницы-сироты ухудшают пользовательский опыт, так как они не связаны с другими страницами и не предлагают дальнейших действий. Если пользователь попадает на такую страницу, он фактически «заходит в тупик» и не может перейти куда-либо еще. Он уходит с сайта, из-за чего растет показатель отказов.
- Страницы-сироты могут содержать ценный контент, который становится недоступным для пользователей. Например, страница А ведет пользователя на страницу Б. Но по какой-то причине страницу А удаляют, а Б становится «сиротой». Посетители сайта не могут попасть на нее и ознакомиться с ценным контентом.
Это далеко не весь список того, как такие страницы могут негативно повлиять на общие показатели сайта, его позиции в поисковой выдаче и удобство для пользователя.
Важно! Наличие orphan pages — это не всегда проблема. Нередко такие страницы создаются преднамеренно. Например, если они используются для внутренних целей компании и их индексация поисковиками не требуется. В таком случае их использование совершенно оправдано.
Добавим также, что если у вас большой сайт со сложной структурой, то наличие нескольких или даже десятка страниц-сирот не станет критической проблемой и не приведет к ухудшению позиций. Но если таких страниц действительно много, тогда показатели все же могут ухудшиться. И в таком случае ситуацию нужно исправлять.
Откуда на сайте берутся страницы-сироты
Существует несколько причин, по которым могут появляться такие страницы.
- Неправильная структура сайта. Например, отсутствие навигации, неправильная организация меню и тому подобное.
- Удаление страниц. Как было описано выше, удаление одной страницы может сделать другую «сиротой». Поэтому важно перенаправлять пользователей на другие страницы при удалении (делать редирект).
- Изменение URL-адресов. Если вы меняете URL, очень важно не забыть обновить все ссылки, ведущие на эти страницы. Иначе старые ссылки будут вести на несуществующие.
- Технические ошибки. Ошибки в коде, дубликаты страниц, другие технические аспекты и недоработки могут приводить к появлению на сайте страниц-сирот.
Нередко причиной появления orphaned pages становятся внешние факторы. Например, удаление ссылок на ваш сайт с других веб-ресурсов. Такое часто наблюдается при публикации временных ссылок на сторонних сайтах. Поэтому важно делать внутреннюю перелинковку на сайте, а не только входящие линки из сторонних ресурсов.
Как найти страницы-сироты на сайте
Когда причиной появления сиротских страниц является изменение структуры сайта или удаление других страниц, не всегда удается своевременно обнаружить, что «сироты» появились. А искать их самостоятельно вручную — задача не самая простая и часто в принципе нереализуемая.
К счастью, есть специальные сервисы, которые помогают находить orphaned pages максимально быстро и точно. Это так называемые краулеры вебсайтов. В первую очередь рекомендуем обратить внимание на Netpeak Spider и Screaming Frog SEO Spider. Эти программы позволяют анализировать структуру сайта и выявлять страницы, которые известны поисковым системам, но не связаны с другими страницами сайта. Для этого нужно подключить данные из Google Search Console к программе и запустить сканирование сайта. После этого можно получить отчет о страницах-сиротах и принять меры по их исправлению.
Например, чтобы найти страницы-сироты с помощью Screaming Frog, необходимо:
1. Запустить программу и подключить данные из Google Search Console.
2. Подключить свой аккаунт и дать разрешение на чтение данных.
3. Указать адрес сайта, на котором вам нужно найти страницы-сироты, не забыв предварительно выполнить базовые настройки в Crawl Analysis — Configure.
4. Перейти непосредственно к парсингу вашего вебсайта.
5. После завершения парсинга перейти в Reports — Orphan Pages и открыть отчет.
Здесь вы можете увидеть список страниц, которые отдают 200 код ответа. Этот код означает, что страницы существуют, но они не имеют внутренней привязки к сайту, то есть являются «сиротами».
Как видите, ничего сложного здесь нет. Единственный нюанс: Screaming Frog SEO Spider является платным сервисом. Подписка на год стоит $259. Вы можете воспользоваться бесплатной версией, но она обладает довольно ограниченным функционалом. В частности, Crawl Limit составляет 500 URL, чего может оказаться недостаточно. В платной версии — безлимит.
Что делать со страницами-сиротами
Когда вы обнаружите сиротские страницы на сайте, необходимо выполнить несколько шагов.
- Добавьте релевантные внутренние ссылки. Перелинкуйте эти страницы с другими, добавьте как входящие, так и исходящие ссылки. Но следите, чтобы они естественно вписывались в имеющийся контент и вместе с тем имели ценность для читателя.
- Улучшите навигацию. Убедитесь, что меню навигации и карта сайта включают основные страницы, а сами страницы перелинкованы с другими, менее важными. В конечном итоге эта структура должна переплестись и со страницами-сиротами.
- Удалите ненужные страницы. Далеко не всегда страницы-сироты стоит сохранять. Если информация на них устаревшая, не актуальная и не несет особой ценности, порой самое верное решение — удалить их. А на связанные страницы можно установить 301 редирект, чтобы сохранить структуру сайта.
Также не забывайте регулярно проводить аудит сайта с помощью перечисленных выше сервисов, чтобы своевременно обнаруживать и исправлять страницы-сироты. Это позволит поддерживать SEO-показатели на высоком уровне, избежать ухудшения ранжирования и падения позиций в поисковой выдаче.
SILO-структура — эффективный способ борьбы со страницами-сиротами
SILO-структура — это структура вебсайта, при которой контент организован вокруг отдельных тематик или категорий, напрямую не связанных друг с другом. Она подразумевает создание тематических разделов (блоков), внутри которых находятся страницы, связанные между собой по тематике и семантическому ядру. SILO-структура помогает улучшить SEO-показатели сайта, облегчить навигацию для пользователей и поисковых ботов, оптимизировать расход краулинг-бюджета и способствует равномерному распределению ссылочного веса по страницам внутри узла.
SILO-структура позволяет выстраивать прочную взаимосвязь между страницами и избегать появления «сирот». Или же быстро включать их в общую сеть при необходимости.
Главные преимущества такой структуры:
- Глубина контента в каждом разделе (SILO)
Поскольку в SILO каждый раздел посвящен конкретной теме и содержит максимально полную информацию по ней, страницы имеют достаточную глубину и ценность для пользователей и поисковых систем. Это снижает вероятность превращения их в «сирот».
- Внутренняя перелинковка
Разделы SILO связаны между собой системой внутренних ссылок. Это позволяет распределить ссылочный вес по всему сайту и избежать появления страниц без внешних ссылок на них.
- Общая интеграция в структуру
Хотя каждый блок SILO фактически независим от других, все они являются частью единой системы сайта. Это также способствует перетоку пользователей между разделами и снижает риск появления заброшенных страниц.
Таким образом использование SILO-подхода при построении сайта сводит к минимуму вероятность возникновения страниц-сирот. Если вы прямо сейчас находитесь на этапе разработки сайта и его структуры, настоятельно рекомендуем присмотреться к SILO-схеме. Возможно, это будет оптимальный вариант именно для вас. В частности, это лучший выбор для интернет-магазинов, информационных порталов, региональных сайтов, сайтов компаний с большой продуктовой линейкой, а также крупных блогов.
Оставьте ваши контактные данные.
Будем рады обсудить ваш проект!