Как часто вы совершали покупки, о которых в итоге приходилось жалеть? Например, приобрели неподходящую одежду или недопустимо дорогой смартфон. Вы можете не осознавать этого, но маркетологи давно научились влиять на эмоции человека и побуждать его к спонтанным покупкам. В последнее время всё более активно используют разные методы нейромаркетинга. С их помощью можно воздействовать на подсознание человека и, по сути, им манипулировать. Но в чём же заключаются особенности нейромаркетинга и как он проявляется в действии?
Как раз в этих вопросах мы попробуем разобраться.
Немного о понятии
Нейромаркетинг – инструмент воздействия на покупателей. Он соединяет все результативные тактики маркетинга и науку о мозге. Фактически это комплексный подход, который направлен на изучение поведения потребителей с применением определённых методов. Основные цели инструмента:
- исследование реакции человека на конкретные раздражители;
- прогноз выбора;
- побуждение потребителя к покупке ещё до того, как он осознает свою потребность в товаре.
Практика показывает, что этот инструмент очень действенный. Он позволяет значительно повысить продажи, прибыль, сформировать лояльность потребителя к бренду или продукту.
Ключевые методики
В нейромаркетинге используют огромное количество методов, которые помогают выявить отношение покупателя к товару/бренду/дизайну. Вот одни из них:
- Наблюдение за сердечнососудистой системой – измеряют ЧСС, артериальное давление.
- Измерение электросопротивления кожи – помогает определить повышение потоотделения.
- Изучение сокращения мышц на лице.
- Айтрекинг – регистрация направленного взгляда. Этот метод позволяет выявить уровень концентрации человека на конкретном объекте и оценить его текущее эмоциональное состояние.
Более значимыми считают методики, предоставляющие сведения о функциональном состоянии мозга. Это ЭГГ и фМРТ. Первый метод позволяет регистрировать ритмы мозговой активности, которые меняются в соответствии с изменениями состояния человека (эмоции, период сна/бодрствования и пр.). Функциональная магнитно-резонансная томография позволяет провести более глубокое исследование. С помощью аппарата получают картинку активности мозга в момент контакта с раздражителем. Итоговые данные используют в разработке эффективных рекламных обращений, вызывающих правильные эмоции у потребителя.
Нейромаркетинг в действии
Есть много способов использования инструмента на практике. Зачастую нейромаркетинг приводят в действие следующим образом:
- картинкой – некоторые маркетологи советуют цеплять внимание потребителей ярким цветом: красным, жёлтым, зелёным. Хороший тому пример – упаковка чипсов Lays. Разные вкусы ассоциируются с конкретным цветом. Да и в целом палитра получается очень большая;
- инстинктами – намёки на эротику и пошлость работают «на отлично». Человек подсознательно обращает внимание на всё, где есть сексуальный подтекст. Здесь используют как изображения, так и текстовые описания;
- звуками – практически в каждом гипермаркете слышна фоновая музыка. Специально подбирают спокойные мелодии, чтобы человек расслабился и уверенно совершал покупки;
- осязанием – тактильное восприятие имеет большое значение. Приятнее трогать мягкую тканевую упаковку, чем грубую картонную. Точно так же реагируют на металлический и пластиковый корпус смартфона;
- обонянием – этот способ подходит только для прямых физических продаж, ведь невозможно донести до потребителя запахи через экран компьютера или рисунок. Пример использования – сильный аромат выпечки или кофе.
Читайте также
Партизанский маркетинг в интернете
Каналов воздействия на потребителей много. Но важно их умело использовать. Задача нейромаркетинга в рамках рекламного взаимодействия в том, чтобы при помощи определённых звуков, запахов или слов повлиять на потребителя, склонить его к совершению покупки. А это не так уж просто.
Критика нейромаркетинга
Отношение к этому инструменту неоднозначное. На первый взгляд он реально помогает компаниям совершенствовать свою продукцию, делать её более привлекательной для потребителей. Как результат – повышать продажи и прибыль.
С другой стороны, нейромаркетинг нарушает конфиденциальность, вторгается в личную жизнь. Так что здесь затрагивается уже проблема этики.
В целом нейромаркетинг можно назвать неотъемлемой составляющей успешного продвижения товара. Многие исследования подтверждают его эффективность. Но вместе с тем злоупотребление манипуляциями и давлением распознаётся потребителями и отталкивает. Поэтому следует очень тонко и аккуратно использовать этот инструмент.
Оставьте ваши контактные данные.
Будем рады обсудить ваш проект!