Поделитесь
Содержание

    В среде SEO-оптимизаторов часто можно услышать непонятные термины. Если одни владельцы сайтов не хотят углубляться, другим важно разбираться в нюансах. Особенно когда в будущем планируется самостоятельно заниматься вопросами раскрутки веб-ресурсов.

    В этой статье мы разберем одну из самых непростых тем. Она касается семантического ядра. Поговорим о кластеризации СЯ. Зачем нужен этот процесс, как кластеризовать семантическое ядро, какие сервисы и инструменты можно применять? Разложим все по полочкам.

    Что такое кластеризация семантического ядра?

    Для начала нужно понимать, что представляет собой СЯ, как оно собирается. Об этом есть статья в нашем блоге.

    Кластеризация запросов — это часть работы над семантическим ядром. Она подразумевает процесс разбивки собранного СЯ на отдельные группы фраз и ключевых слов.

    Для чего нужна кластеризация поисковых запросов?

    Цель состоит в том, чтобы распределить полученные запросы по отдельным целевым страницам. Такие группы будут называться кластерами. Кластеризация семантического ядра происходит с учетом схожести поисковой выдачи по запросам. К примеру, выдача с информационными словами отличается от результатов с транзакционными упоминаниями. Если выполнять продвижение этих фраз на одной странице, ее релевантность будет размытой.

    Объясним на примере. Ключи «купить смартфон», «купить мобильный телефон» нужно продвигать на одной странице или на разных? Казалось бы, правильный ответ первый. Но давайте взглянем на результаты выдачи по этим двум запросам:

    Для чего нужна кластеризация поисковых запросов

    Многие урлы одинаковые, но выдачи все равно разнятся. По этой причине можно продвигать ключи на разных страницах. Поскольку вручную сделать сравнение возможно не всегда, оптимизаторы прибегают к кластеризации.

    Вторая цель кластеризации — получить ключевики для последующего создания контента. Грамотно сгруппированные запросы можно внедрить в одну статью. Тогда вы получите больше результатов, чем при написании десятков текстов с хаотичным добавлением ключей.

    Мнение эксперта:

    Кластеризация семантического ядра дает возможность адекватно проводить оптимизацию проекта. Каждая посадочная должна продвигаться под свой уникальный кластер, поэтому мы проводим ее обязательно. Это базовый этап. Часть делается ручками, часть — сервисами. Кроме того, мы составляем карту релевантности. Она позволяет понять, что у нас происходит с каннибализацией.

    Антон Синявский, Руководитель отдела Performance-маркетинга

    Способы кластеризации СЯ

    Автоматическая кластеризация запросов

    Абсолютное большинство сервисов основывается на принципе анализа выдачи поисковиков по нужным запросам. Функционал у инструментов почти одинаковый. Отличия состоят только в нюансах и наборе настроек.

    Кластеризация запросов вручную

    Ручная группировка предусматривает, что со списком запросов на руках вы будете по одному их распределять в определенные кластеры. Ориентироваться можно по смыслу или топу-10 выдачи.

    Более подробно алгоритмы кластеризации мы разберем чуть ниже в соответствующем блоке.

    Методы кластеризации ключевых запросов

    Метод группировки необходимо выбирать с учетом объема СЯ и числа посадочных страниц. Обычно оптимизаторы комбинируют несколько подходов для получения максимально точных результатов. Но лучше углубиться, разобрать каждый метод.

    Логическая кластеризация

    Метод подойдет для работы с небольшим ядром. Кластеризовать его придется вручную. Сначала ставится цель найти смысловую релевантность по имеющимся запросам. Это долго, но эффективно.

    Логическая кластеризация

    Кластеризация по семантической схожести

    Здесь применяют формулы и обучаемые нейросети. Суть кластеризации в том, чтобы объединить в группы семантически близкие фразы. При этом ключевики могут быть разными с точки зрения лексикографии, но по семантике они обязательно схожие.

    Способ не подойдет для работы с молодыми проектами, поскольку применяется нейросеть при условии наличия объемного СЯ. Кроме того, кластеризация поисковых запросов не учитывает коммерческую принадлежность. Вам потом нужно будет еще раз отсортировать ключи.

    Кластеризация по топам

    Самый распространенный метод. Необходимо объединить запросы в группы с учетом семантической базы ресурсов, которые в топе поисковиков. То есть, специалисты опираются на конкурентов.

    Кластеризация по топам

    Необходимо найти пересечения ключевиков на страницах веб-ресурсов из топа. Как правило, берется тройка или десятка лидеров.

    Какой способ предпочесть? Лучше совмещать их, поскольку у каждого есть свои плюсы и минусы. Учитывайте особенности своего проекта и размер СЯ.

    Таблица-сравнение методов кластеризации

    Таблица-сравнение методов кластеризации

    Алгоритмы кластеризации ключевых запросов

    Чтобы выполнить корректную группировку фраз, можно воспользоваться тремя способами. Ознакомимся подробнее с каждым.

    Soft

    Такая кластеризация запросов семантического ядра предусматривает сравнение всех с основным, обычно самым частотным. В кластер будут добавляться ключевики, привязанные к урлу в поисковой выдаче и пересекающиеся с главным запросом.

    Метод используется в основном для проектов-стартапов и ниш с малым количеством конкурентов, когда высокая точность не столь важна. Можно применять его для небольших онлайн-магазинов, информационных порталов и сайтов-визиток.

    Алгоритмы кластеризации ключевых запросов - Soft

    Middle

    Можно считать этот алгоритм «золотой серединой». Он лучше мягкой кластеризации, но по качеству немного уступает жесткой группировке.

    Суть в следующем. Берется основной запрос, который задает тематику страницы. К нему подтягиваются остальные ключевики, преодолевшие порог кластеризации по числу урлов в выдаче. В ходе этого специалист сравнивает зависимые с основным запросом ключи друг с другом.

    Алгоритмы кластеризации ключевых запросов - Middle

    Hard

    Жесткий, но очень точный способ кластеризовать СЯ, в том числе и при условии высокой конкуренции в нише. Предусматривает отсеивание множества лишних запросов. Это позволяет получить четкий и максимально эффективный кластер, который будет соответствовать тематике посадочной страницы.

    В ходе кластеризации группы будут получаться лишь при условии пересечения всех ключевиков среди урлов, которые присутствуют в топе выдачи. Кроме пересечения основного ключевого слова, будут сравниваться вспомогательные запросы. То есть, кластеры считаются готовыми при соблюдении двух этих условий.

    Алгоритмы кластеризации ключевых запросов - Hard

    Сервисы и инструменты для кластеризации семантического ядра

    Работать в режиме автоматизированной группировки СЯ гораздо проще. Сейчас есть много сервисов с разными наборами возможностей.

    Вот самые известные.

    Serpstat

    Еще одна известная в кругу сеошников программа, которая способна работать автоматически. Она здесь и сейчас проводит анализов топа-30 по каждому запросу, добавленному в группу. В результате формируются связанные по семантике списки фраз.

    Плюсы: возможность бесплатной перегруппировки фраз, сохранение результатов работы онлайн.

    Минус: платное использование сервиса.

    Кстати, если итоги кластеризации по умолчанию не подошли, можно поменять данные через настройки и снова все прогнать.

    Serpstat

    SeoQuick

    Функциональный и доступный сервис, который позволяет делать за сутки 4 кластеризации с СЯ до 5 тыс. ключевиков.

    Плюсы: широкий функционал с множеством настроек, возможность учета ключевика как целого слова, что важно в создании кластеров, которые не зависят от перестановки слов.

    Минусы: ограниченный объем СЯ в бесплатном доступе, возможность ошибок с некоторыми VPN и плагинами в браузерах.

    SeoQuick

    Ручная кластеризация ключевых слов часто выполняется в стандартных офисных программах: Excel, LibreOffice, OpenOffice. Придется уделить немало времени, зато вы получите отличные результаты.

    Что делать с кластеризованным семантическим ядром?

    Каждому кластеру отвечает определенная посадочная страница. Хотя это не жесткое правило, а больше рекомендация, чтобы продвижение сайта было более успешным и результативным.

    На эти посадочные страницы будет создаваться контент с использованием кластеров. Поисковые запросы обычно внедряются в тексты и метатеги. Если получилось много фраз в группах, лучше не использовать все, чтобы избежать переспама.

    Оставшиеся ключевики, которые оказались не привязаны к конкретным страницам, можно применить для создания контент-плана. Они показывают, какой материал будет интересен для пользователя. Этими статьями можно наполнить раздел «Блог» или «Статьи».

    Выводы

    Кластеризация семантического ядра — это необходимый этап работы с поисковыми фразами. Она позволит каждое релевантное слово разместить на подходящей странице сайта. Заниматься кластеризацией можно вручную и при помощи разных сервисов. Методов разбивки ключей по группам много. Лучше всего работать, комбинируя их. Это поможет создать максимально точные кластеры для получения более качественных результатов на последующих этапах оптимизации сайта.

    У Вас остались вопросы?
    Наши эксперты готовы ответить на них.
    Оставьте ваши контактные данные.
    Будем рады обсудить ваш проект!
    Получить консультацию
    Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время