Сказать, что война изменила украинский бизнес, — ничего не сказать. Но насколько сильные эти перемены? Кто сумел адаптироваться к новой реальности, а кто так и не смог восстановиться? Реально ли в сложившихся условиях продолжать заниматься любимым делом, вести коммерческую деятельность и зарабатывать?
Именно на эти вопросы мы и отвечаем в новом проекте сооснователя агентства интернет-маркетинга Elit-Web Игоря Волового под названием «Больше чем DIGITAL».
Краткая суть проекта: мы проводим прямые эфиры с предпринимателями, digital-маркетологами, crypto- и NFT-энтузиастами и инвесторами. Цель — в неформальной, дружеской и приятной обстановке обсудить реалии современного бизнеса в Украине и его перспективы в обозримом будущем.
И первым гостем «Больше чем DIGITAL» стал основатель бренда YARMICH Ярослав Кузьмич. Обсудили текущую ситуацию, сложности ведения дел в условиях военного времени, а также пути выхода украинских брендов на зарубежные рынки во время войны.
Бренд YARMICH до 24 февраля 2022 года
YARMICH — бренд мужской классической одежды, основанный еще три года назад и изначально предлагавший деловые костюмы в аренду. Два года назад компания начала отшивать собственные костюмы, создавать фирменную мужскую обувь и аксессуары. А незадолго до начала войны под брендом YARMICH в Киеве открылся барбершоп.
До февраля 2022 года бренд демонстрировал по-настоящему стремительный рост по клиентам, товарным позициям и объемам работы. Росла команда, реализовывались новые идеи, YARMICH действительно уверенно двигался вперед.
В декабре 2021 года в нашем сервисе аренды костюмов YARMICH Rent ежедневно с 10:00 до 20:00 на каждый час было записано по два клиента. Активность была настолько высокой, что мы просто физически не могли записывать всех желающих — банально не хватало пространства.
Ярослав Кузьмич, основатель бренда YARMICH
На начало марта было запланировано открытие обновленного сервиса ренты, но планы оказались нарушены. Забегая наперед, отметим, что новый YARMICH Rent уже работает, но открылся он с опозданием более чем на два месяца.
Перед началом военных действий бренд YARMICH продавал около 100 костюмов в месяц. 70% дохода компания получала именно от продаж, и еще 30% — от аренды костюмов.
Влияние войны на дальнейшее развитие бизнеса
24 февраля 2022 года — день, когда все испытали настоящий шок.
Ярослав Кузьмич говорит, что в первые часы и дни речи о работе практически не было. Но…
Помню, что в первый же день войны я взял свой «тревожный чемоданчик», чтобы отправиться на Западную Украину, откуда я родом. И да, там был деловой костюм YARMICH. Поэтому мой бренд даже в такое кризисное время был рядом.
Ярослав Кузьмич, основатель бренда YARMICH
В тот момент вопросы дальнейшего развития практически не обсуждались. Ярослав говорит, что сам он постепенно начал возвращаться к бизнесу только спустя неделю после 24 февраля. Остальная команда стала подключаться через две недели. Что любопытно, впоследствии война даже дала некий толчок, продемонстрировав, что если ты хочешь что-то делать и развиваться, то тянуть с этим точно не стоит. И YARMICH — прямое тому доказательство. К примеру, долгое время бренд планировал выйти на маркетплейс «Розетка», но этот вопрос откладывался. А после начала боевых действий все удалось решить максимально быстро. И сейчас YARMICH присутствует на «Розетке» в большом ассортименте.
Барбершоп YARMICH вновь открыл свои двери 20 марта. В это время команда активно занималась волонтерской деятельностью — бесплатно стригла украинских защитников, стирала одежду и прочее. Поэтому первое время барбершоп работал скорее как волонтерская организация, нежели как бизнес. Вместе с тем был открыт бутик с костюмами, интерес покупателей постепенно стал возвращаться. В марте было продано 5-6 костюмов, что для того времени было неплохим результатом.
Падение продаж YARMICH с началом военных действий составило целых 95%, но постепенно оборот восстанавливается. Главное — нам удалось сохранить всю команду. В мае оборот достиг 40% от довоенных показателей.
Ярослав Кузьмич, основатель бренда YARMICH
Выход на площадку Etsy: сложности и специфика
Уже в начале марта команда YARMICH стала более серьезно заниматься вопросами выхода бренда на международный рынок. После обсуждения с коллегами и комьюнити было принято решение попытаться выйти на маркетплейс Etsy — разместить заказы, запустить рекламу и попробовать такой формат работы.
Мы в Elit-Web» также работаем с Etsy по некоторым собственным проектам. Это весьма удобный маркетплейс, позволяющий настраивать листинги для разных стран и регионов, тем самым охватывая наиболее заинтересованные аудитории при сравнительно небольших рекламных вложениях.
Игорь Воловой, сооснователь Elit-Web
Образовавшееся «окно» в работе было использовано для модернизации сайта и его перевода на английский язык. Эта работа заняла около двух месяцев, а уже в апреле были проданы два костюма в США. По сути, это был первый успешный опыт выхода на зарубежный рынок. Источником этих продаж стала контекстная реклама сайта. Далее было еще два заказа на Etsy — костюмы тоже отправились в США.
Основная сложность работы с Etsy сейчас — невозможность зарегистрировать магазин в Украине. Но можно регистрировать его в Европе, а отправки делать из Украины. Это вполне нормальная практика сегодня. Рано или поздно этот вопрос в любом случае будет решен в обозримом будущем, и работа с Etsy для украинских брендов станет еще удобнее.
Роль маркетинга в кризисных ситуациях: стоит ли «резать» бюджеты?
Ярослав Кузьмич убежден, что маркетинг — основа любого бизнеса. По его словам, около 20% средств компании до войны направлялись именно на маркетинг. Это и работа с амбассадорами бренда, и формирование образа команды, и дизайн полиграфии, и уникальный стиль компании в принципе. И самое главное — YARMICH не отказывается от маркетинга сейчас.
Еще во времена коронавируса многие компании резко сократили расходы на маркетинг. И это большая ошибка, потому что без маркетинга нет продвижения бизнеса. Аудитория просто не будет знать, что вы работаете и что готовы ей предложить. Поэтому даже в самых кризисных ситуациях стоит закладывать хотя бы минимальную долю бюджета на продвижение.
Игорь Воловой, сооснователь Elit-Web
Сейчас главное для украинского бизнеса — смотреть вперед. Понимать, что он будет делать через год или пять лет, в каком направлении нужно двигаться и развиваться, какие форматы продвижения и продаж использовать. Без планирования и маркетинговой стратегии в принципе невозможно эффективно работать. Даже в сегодняшнее непростое время.
Очевидно, что будущее продаж — за онлайном. Но в случае с YARMICH именно офлайн дает конверсию 90%, в то время как онлайн — около 20%. Поэтому сейчас план бренда на будущее — открытие бутиков в других странах и поиск путей масштабирования бизнеса в Европе. И, как показывает опыт качественных украинских брендов, нет ничего невозможного.
Ну а мы желаем всей команде YARMICH успехов, стремительного роста и развития во всех направлениях!
Оставьте ваши контактные данные.
Будем рады обсудить ваш проект!